Выписка из ЕГРН

Понятие «Выписка из ЕГРН» можно считать новым термином, который используется в области регистрационного процесса недвижимого имущества с 1-го января текущего года. Именно с этого дня вступило в законную силу действие нового федерального закона – ФЗ №218. Закон регулирует государственный регистрационный процесс недвижимого имущества.

Новый документ был принят вместо сразу двух известных законов – ФЗ №221 (он регулирует государственный кадастр недвижимого имущества) и ФЗ №122 (он регулирует процесс государственной регистрации прав на недвижимость и операции с нею).

Ответ на вопрос о том, почему было принято решение изменить имеющийся порядок регистрационного процесса недвижимого имущества, ясен каждому. Любой, кто за последнее время пытался пройти через регистрационный процесс своего имущества, вероятнее всего, был вынужден преодолевать огромное число препятствий на своем пути. Самое главное из них – это требование по кадастровому учету и регистрационный процесс прав в двух разных реестрах.

И, хотя вести данные реестры должна только одна государственная организация (речь идет о Росреестре), при подаче документации с целью регистрации прав, многие сталкивались с новым требованием: было необходимо предоставить кадастровый паспорт. Если же возникала необходимость провести кадастровый учет здания – предоставление из правового реестра документации, подтверждающей информацию о недвижимом объекте, приостанавливали.

На сегодняшний день оба реестра, имеющие информацию о кадастровом учете и правах на недвижимые объекты, были объединены в одно целое. Речь идет о едином государственном реестре недвижимости, иными словами, ЕГРН, в котором станет доступна выписка из ЕГРН.

Каким образом расшифровывается ЕГРН?

После вступления в силу нового федерального закона №218, совершать две регистрационные процедуры уже не нужно. ЕГРП и кадастр были заменены новым реестром – ЕГРН. Последний будет содержать и информацию о кадастровых объектах, и сведения по правам на них.

До 2017-го года технические сведения по недвижимым объектам находились в кадастре. Он с 2013-го года контролируется Кадастровой палатой (подразделением Росреестра). Данным полномочием ее наделили органы БТИ Ростехинвентаризации. Регистрационный процесс прав осуществляли подразделения Росреестра – УФРС (районные и регионные).

Если Вы хотели провести регистрацию нового объекта недвижимого имущества, изначально Вы были обязаны поставить его на учет в Кадастре (то есть, подготовить технический план и заполнить декларацию). После Ваши права регистрировало иное учреждение УФРС, отвечающее за регистрацию прав. Для этого было необходимо подать все документы в местное МФЦ.

Временной период кадастрового учета был равен 10 рабочим дням, независимо от того, какие регистрационные действия должны были быть осуществлены. Временной период регистрации права также составлял 10 дней. К данному времени было нужно добавить временной период, который занимает пересылка документации из многофункционального центра в госучреждения. Такой не обозначенный в законе временной период мог составлять 4-10 дней. Проще было осуществить подачу документов на регистрационный процесс, используя электронный портал. Но если пользователь в этом плохо разбирался, ему приходилось изучать следующие вопросы: каким образом готовить документы, что представляет собой электронная подпись и доверенность на представителя.

Еще эти два реестра могли отслеживаться на официальном портале Росреестра, где можно было сразу изучить информацию о недвижимости. В последние годы возросло число ошибок, вызванных, допустим тем, что объект и его правообладатель отражены в ЕГРП, но не отражены в Кадастре.

Решать такую ситуацию можно по-разному. Если руководствоваться законодательством и логическим смыслом, нужно поставить на учет ранее учтенную недвижимость. Но некоторые региональные отделения Кадастровой палаты дали разные рекомендации касательно устранения подобных разночтений.

Новый Закон №218 говорит о том, что реестр должен быть единым. Другими словами, наступит одинаковый подход при осуществлении регистрационного процесса недвижимых объектов.

Из чего состоит ЕГРН?

ЕГРН состоит из:

  • Реестра недвижимых объектов (кадастра недвижимых объектов).
  • Правового и ограничительного реестра (обременительного).
  • Реестра границ.
  • Реестровых дел.
  • Кадастровых карт.
  • Книги, учитывающей документы.

Сейчас для любого элемента ЕГРН есть свой специальный режим: реестры недвижимых объектов, карты и учетные книги хранятся в электронной форме. И бумажная, и электронная версия актуальны для хранения дел, находящихся в реестре. Временной период хранения подобных сведений является неограниченным. Их никто не уничтожает. Вся информация о недвижимых объектах находится под строгой охраной законодательства РФ.

Кадастр недвижимого имущества с 2017-го года

В кадастр входят два типа информации об объектах:

  1. Первоначальная информация – это индивидуальные особенности объектов, определяющие их в качестве отдельной вещи (этажи, тип и так далее).
  2. Второстепенная информация – это особенности объектов, которые можно изменить из вне – допустим, кадастровую цену и так далее.

Реестр прав на недвижимое имущество с 2017-го года

На сегодняшний день права на недвижимые объекты отражены законодательством следующим образом:

Права на имущество.

Ограничения прав на недвижимое имущество.

Обременение прав на имущество.

Информация об операциях с недвижимыми объектами

Второстепенная информация, не оказывающая влияние на права.

Информация о правах на недвижимое имущество также отражена в новом законодательстве. Она включает в себя: правовой вид на объект недвижимого имущества, временной период его регистрационного процесса, номер; сведения о том, кто является правообладателем. Также она затрагивает обременения и ограничения прав, прошедших регистрационный процесс; причины такого обременения; сведения о том, кто держатель такого обременения и так далее.

Второстепенной информацией об объектах в правовом реестре являются сведения о прошедших регистрацию в жилье владельца здания лицах, находящихся под опекой либо попечительством. Сюда относятся и несовершеннолетние члены его семьи, оставшиеся без попечительства.

Поскольку новые поправки в законодательстве коснутся регистрационного процесса по месту нахождения несовершеннолетних, данное новшество закона имеет под собой логические основания. Стоит сказать о том, что на сегодняшний день в стадии изучения находится законодательный проект, накладывающий ограничения на возможность выписать несовершеннолетнее лицо из жилья – если их законные представители не владеют иной недвижимостью, в которую можно прописать ребенка.

Реестр, отвечающий за границы объектов

Глава, посвященная сведениям о границах объектов, имеет следующую информацию: сведения об особенностях зон (обозначениях, видах, адресах), территориальных границах, о госорганах, контролирующих деятельность данных специальных зон и так далее.

Реестровые дела

Дела реестра считаются одним из разделов ЕГРН. Он содержит документацию о недвижимых объектах, которые выступают в качестве основания для информации о них в иных главах ЕГРН. Всю эту документацию охраняют органы Росреестра в электронном формате. Если для органов учета эти документы от госорганов предоставляются на бумажных носителях, работники Росреестра в обязательном порядке должны перевести их в электронную версию.

Кадастровые карты 2017

Являются картами, основанием которых выступает картографическая основа. Они отражают те сведения, которые обозначены в ЕГРН. Речь идет о картах кадастра публичного типа и картах кадастра дежурного типа.

Сведения, отраженные в кадастровой карте публичного типа, могут быть изучены любым желающим. Для этого необходимо посетить официальный сайт Росреестра.
Например новая публичная кадастровая карта Московской области 2017 года уже доступна онлайн.

Новый закон, регулирующий регистрационный процесс недвижимого имущества

Как уже было сказано ранее, ЕГРН объединяет два реестра, в которых находится вся информация об объектах недвижимого типа в России.

Новый документ также вводит свой порядок прохождения регистрационного процесса. Он будет актуальным больше для самой процедуры, нежели для списка документации для ее прохождения.

Например, регистрационный процесс прав теперь займет 7 рабочих дней, прохождение кадастрового учета – 5. И если в прошлом владельцем данные процедуры совершались строго по очереди, теперь они могут стать единым процессом. В этом случае весь временной период составит не более 12 рабочих дней.

Расчет временного периода осуществляется в зависимости от того, когда регистрирующий орган получил документацию из МФЦ. Новый закон №218 предусматривает серьезный временной период для регистрационного процесса, если заинтересованное лицо обращается в МФЦ – происходит его увеличение на два дня. Ранее такой временной период не был регламентирован и официально ограничен.

Новые временные промежутки закон прописывает для тех сделок, которые заверялись нотариусами – 3 рабочих дня, также – для заявлений о прохождении регистрационного процесса и ограничений по решениям суда – тоже три дня.

Текст нового документа очень часто отсылает нас к МФЦ. Причина заключается в том, что теперь приемом и выдачей документов для регистрационного процесса недвижимых объектов занимаются именно отделения МФЦ. Ранее это делали УФРС.

Еще одним новшеством можно считать вопрос ответственности регистрирующих органов при допущении нарушений либо невыполнении собственных задач. Теперь, если обязанности собственника нарушены, он имеет право требовать, чтобы регистрирующий орган оплатил понесенные им расходы.

Например, произошло нарушение обязательства соглашения по передаче недвижимого имущества покупателю (если данный момент предусматривал определенную дату регистрации соглашения купли-продажи).

Также ограничен размер компенсации (если владелец потерял права на недвижимое имущество по вине регистрирующей организации) – он может составлять не более 10 000 000 рублей.

Еще Закон №218 устанавливает следующее: Россия может направить требование компенсации регрессного типа от виновника случившихся расходов – чтобы компенсировать убытки пострадавшего. Данное право могут направить: государственному органу либо органу МСУ, в случае появления отрицательных последствий по их вине; кадастровому инженеру (если он виноват в том, что внес недостоверную информацию о недвижимости); к другим лицам, если они нарушили законные права владельца недвижимого помещения.

Вступление в силу этого порядка состоится 1-го января 2020-го года. Закон определяет ответственность нотариусов за совершаемые ими при заключении сделок с недвижимым имуществом ошибки. С 1-го февраля 2014-го года нотариусы имеют право оформлять подобные сделки. Данные документы специалисты Росреестра не проверяют.

Что будут представлять собой выписка из ЕГРН в 2017-м году?

В этом документе будут отражаться все объединенные сведения о недвижимости. Включая:

Сведения об объекте (с кадастровой ценой);

Если в качестве объекта выступает участок земли, то будут включены все находящиеся на нем объекты;

Право на объект, информацию о правообладателях;

Информацию о том, что объект желают получить третьи лица.

Временной период, в который предоставляется выписка, равняется трем рабочим дням. С учетом временного периода на передачу сообщения от гражданина в МФЦ, а после – в Росреестр – срок увеличивается до пяти рабочих дней.

В новом федеральном законе №218 есть список граждан (кроме владельцев), имеющих право на получение по обращениям более полноценных сведений о недвижимом объекте. Данный список утвердила 62-ая статья ФЗ №218.

Стоит напомнить, что уже в прошлом году подающие документы для регистрационного процесса права собственности на недвижимые объекты, заинтересованные граждане не получали Свидетельства о регистрации прав на объекты. Теперь органы выдают специальные выписки, в которых отражается факт прохождения процедуры регистрации.

Сколько стоит выписка из ЕГРН в 2017-м году?

На цену за выписку из ЕГРН теперь будет влиять заказавшее ее лицо, а также форма данного документа.

Если это физическое лицо, орган госвласти и необходима бумажная выписка – цена за один такой документ будет равна 750 рублей. Если это юридическое лицо – 2200 рублей. Электронный вариант выписки для физлиц и госорганов – 300 рублей, для учреждений – 600 рублей.

Все тарифы за получение информации о недвижимых объектах и другие сведения из реестров отражены в Приказе Минэкономразвития России от 10-го мая 2016-го года N 291.

Поскольку кадастровых сведений об объекте в выписке нет, при необходимости их получения можно заказать кадастровый паспорт, в котором будет графическая составляющая (чертеж недвижимого объекта).

Выписка из ЕГРН - единый государственный реестр недвижимости

Вступление в силу нового закона

Новый закон, регулирующий государственную регистрацию недвижимых объектов, действует с первого января текущего года. С этого момента всем доступна выписка из ЕГРН. Некоторые его разделы вступят в законную силу только спустя три года – первого января 2020-го года (речь идет о статьях 66, 68). Разработкой всех подготовительных мероприятий для нормального пользования новым нормативным документом, занималось Правительство Российской Федерации. Сделать это оно было должно до вступления закона в силу.

Но, разбираясь в кадастровом учете и технической инвентаризации, можно отметить следующее: органы Росреестра явно не подготовились к новым распорядкам и требованиям должным образом. Например, утверждения форм технических планов для учета новых недвижимых объектов, перечня правоустанавливающей документации, доверенностей и иных специфических особенностей, до сих пор нет. Отсутствует и единый подход к их использованию.

Когда готовилась данная статья, раздел, посвященный физическим лицам (на официальном сайте Росреестра) не работал. Принимать документы на прохождение процедуры регистрации недвижимого имущества в городе перестали еще с 20-го декабря прошлого года.

С учетом того, что до сегодняшнего дня органы Росреестра, а конкретно, городская Кадастровая палата на многие вопросы по кадастровому учету обладала своим, «личным и субъективным» мнением (это касается того, какие документы необходимо предоставлять при кадастровом учете; каков должен быть его порядок, отношения с кадастровыми инженерами), сложно понять, каким образом кадастровый орган и регистрирующий орган вообще теперь будут взаимодействовать.

Если включить логику, документ, отданный для процесса регистрации, предварительно обязан пройти процедуру кадастрового учета и лишь после – регистрацию. Но, если заявление содержит некорректное заполнение информации о координатах недвижимости, проверят ли регистрирующие учреждения полноту всей информации? Либо же, обнаружив ошибку, сразу приостановят процесс? А в случае нахождения других ошибок они продолжат каждый раз приостановление процесса? Вопрос имеет актуальность еще и в том, что по новому законодательству временной период приостановки для устранения допущенных ошибок теперь стал меньше. Отказ означает аннулированную оплаченную государственную пошлину.

Таким образом, нюансы использования нового нормативного документа станут ясны лишь после того, как появится первая практика. Мы считаем, что возникнет множество вопросов. И изучением правоприменительной практики стоит заниматься лишь после нескольких месяцев действия законодательства о регистрации недвижимых объектов.